Порт Байкал – Иркутск зимний, дневной, ночной, 24 часа без сна 06-07.11.2021 г.
Ужас на крыльях ночи, сдохни или умри.
Маршрут легендарный, который проезжают только самые бесстрашные велосипедисты в теплое врем я года. Насчет других способов не скажу, в МЧС сказали, что квадрациклисты им периодически звонят по спутниковому телефону и просят спасти. Ни мне, ни кому-либо из моих знакомых не известно, чтобы кто-нибудь до нас с Артемом Сибирской Язвой проехал в зимнем исполнении в снег и отрицательную температуру на велосипеде. Мало того, квадроцикл и эндурик мотоцикл не смогли проехать в то т день. Мы их встретили возвращающихся назад в п. Байкал. Они не смогли преодолеть речку Аланку, которая замерзла только по краям.
Я уже ездил п. Байкал в 2012 г. в начале сентября, было тепло до +16 +18. Мне запомнилась непрерывная грязь по щиколотку. Идешь, хлюпаешь вверх, вниз, текут ручьи, грязь, колея, мокрые ноги.
Идея повторить зимой, когда эта грязь подмерзнет возникла несколько лет назад. Однако погода такая, что при резком наступлении холодов дует сильный ветер с осадками в виде снега с уже непроезжаемыми сугробами. Таким образом, две причины мне мешали сделать это раньше: резкое выпадение снега с холодами, никто не хотел со мной ехать, а также в 2018 г. сломанная в октябре нога.
В этом году сложилось. Теплый октябрь без осадков сменило резкое похолодание до -20 с лишним в некоторых местах температурой. Традиционно дул штормовой ветер со снегопадом. Но снега выпало немного. Я понял, что это тот самый шанс реализовать мечту. Рассказал товарищам опытным велосипедистам. Человек пять изначально, в принципе, поддержали затею, но, как подул ветер со снегом, отказались. Остался я и Артем Язва. Мы были настроены решительно.
Такой шанс выпадает редко, поэтому решил подстраховаться. За день до поездки пригнал машину на ул. Ямскую рядом с ТЦ «Карамель» поближе к остановке маршрутки в Листвянку между Торговым комплексом и Центральным рынком.
Собрались. У меня запас одежды с избытком, у Артема поменьше. Не май месяц все же ночью. На случай обездвиживания по причине травмы либо поломки нужно не умереть от переохлаждения. Традиционно, пакет с инструментами и еда-топливо пирожки и пара шоколадных батончиков, спички, зажигалка, бумага. Нож раскладной, перцовый газовый болончик для приправы медведю, фальшфейр, охотничий нож, китайский электрошокер. У меня покрышки шипованные, у Артема злая резина.
К 7:00 приехали на остановку, стали ждать маршрутку. Должна была приехать, по прошлом у опыту, в 7:15-7:30. Холодно, дубак -10 примерно, а стоять на месте нужно ждать. Маршрутки нет и нет. В 7:30 начали беспокоиться. Приняли решение крайняя точка 7:45. Приехала маршрутка именно в 7:45, а паром в 9:00. Народу набилась полная маршрутка, проход узкий. Мне казалось, раньше было шире, но не факт. У Артема педали не откручиваются, соответственно велосипед широкий. Ситуация не понятная. С маршрутчиком получилось договориться, а вот с погрузкой затык, время прижимает. Если что-то пойдет не так, накрылось медным тазом приключение.
Решил срочно ехать к запасному варианту к машине. Погнали, доехали, разогрели двигатель, погрузили разобранные велосипеды, рюкзаки, вещи. Время 8:00, остался час, нужно заправиться. Приезжаем на ул. Байкальскую Роснефть, там очередь на каждой колонке по 2 машины, время 8:10. Паром отправляется в 9:00. Опаздываем! Додумался заправиться на свободном самообслуживании. С заправки выехали 8:15. Полетели, счет на минуты. Не известно успеем или опоздаем на пару минут. 8:59 Артем выскакивает и бежит на паром, чтобы его задержать, а я паркуюсь чуть дальше возле музея. Достаю вещи, велосипеды. Прибегает Артем, нам дают 2 минуты, так как волнение, паром шатает, бьется. Хватаем вещи, разобранные велосипеды, колеса, крылья, бежим со всех ног. Запрыгиваем в уже отчаливающий паром. На холодном воздухе от спринта запыхались, аж потом несколько часов болели легкие или бронхи.
В виду опасности туристического маршрута зарегистрировались в Прибайкальском национальном парке, заплатили по 75 р. Отправил заявку на туристический маршрут в МЧС, где описал маршрут и сказал, что стартую в 9:30, заканчиваю и выхожу на связь в 22:00. Байкальский поисковый отряд начал мне звонить уже в 8:30, а я мчусь в раллийной позе на машине на паром. Не взял трубку. Перезвонил им в 9:24 сообщить о выходе на маршрут, как и обещал, когда переправились на другой берег Ангары.
Я-то наивный, думал, что 20 км преодолеем к 12 часам, ну край к 13 часам дня, доедем до первого брода, точка невозврата. Если перебираемся через реки, замечательно, если нет, назад на вечерний паром и в Листвянку. Пошло не по плану.
Маршрут красивый, глаз радуется, но сложный физически и техничный. Сначала очень крутой подъем 3 километра, затем спуск. Летом в лесу спуски хороши. Но этот спуск в снегу, глубокая колея, лед над лужами проваливается, оглушающее хрустит, трещит. Ехал на самой низкой передаче. С горки чуть повышал до 1:4. Вниз изредка летел с огромной скоростью 8-10 км/ч.
Я сразу надел полиуретановые сапоги почти по колено и трое разной толщины носков, поэтому проваливаться в лужи под лед оказалось не страшно. Проблема случилась с колесами. Ледяная грязь налипала на обода и мгновенно замерзала. Артем сначала ехал в обычных ботинках, но через часок в очередной раз провалившись поглубже решил сменить сапоги на резиновые. Дальше у нас обоих ноги были в тепле. Периодически останавливались, фотались, перекусывали.
Проколупались так 5 часов. Точка невозврата была пройдена еще в 13 часов дня. Решили идти до конца.
В 15 часов на 18-ом километре встречаем квадрациклиста и эндуро мотоциклиста, они возвращались назад. Темнеет, холодает, они говорят, что мы точно не сможем доехать до Иркутска. Преодолено 18 км из 86. Как минимум мы не переберемся через речку Аланку, которая частично замерзла, и глубоковатая. Они на технике не смогли ее преодолеть. Блин. Я договорился с МЧС о связи в 22 часа, уже никуда не успеваю, ни вперед , ни назад. Я же не знаю, какие последствия. Вдруг вездеход отправят или вертолет, а потом мне счет выставят. Что же делать?
Я рванул вперед, чтобы оценить препятствие. Через два километра услышал шум реки и саму речку. Да… По краям замерзла, лед, глубокая по бедро, течение. Техника не смогла проехать, и так везде. Вот это попадос. Пошел искать возможный переход, дальше за кустами нашел, вроде неглубокое место, а дальше толстый лед. Попробовал встать, получилось ¾ сапога, начал опускать вторую ногу, потерял равновесие, и вторая нога ушла под воду, начерпав воды.
Ой! Темнеет, холодает, время 15:30, через 2 часа темно станет, в резиновом сапоге вода из реки, в 22 часа должен выйти на связь с МЧС. Со старта маршрута 20 км., до дома 66 км., до места возможного действия связи еще около 30 км, но до сих пор даже первая река из трех не преодолена.
Тут подоспел Артем, я начал выливать воду из сапога, выжимать носки. Чудо! В мокрых носках и полиуретановый сапогах оказалось не холодно. Не сказать, что тепло, но не холодно. Поступило предложение переночевать в зимовье, которое мы проехали всего километр назад. Меня сильно мотивировало МЧС. Я же не знаю, какой кипиш начнется или не начнется после 22 часов. Решили искать проход.
Я поторопился, поэтому и провалился, ведь буквально, метрах в 30 оказался замерзший кусок льда между берегами. Может, течение здесь спокойное, может темнее и холоднее. Так или иначе я попробовал осторожно, пошел, а лед даже не затрещал. Перешли с велосипедами, по кустам пробрались до дороги. Что же впереди? Еще 2 неопределенные реки, которые могу и не быть покрытыми льдом. Квадроциклист сказал, что вторая глубже. Сдохнуть или умереть? Двинули дальше.
Вот это везение! Именно в месте брода лед, а в других местах незамерзшая река. Перешли вторую, третью! Ура! Дальше дорога должная улучшаться. Как оказалось позже, это была одна и та же река Аланка, она извивалось, поэтому 3 перехода через нее.
После третьей реки дорога значительно улучшилась, стала ровной, ехать стало легче с поправкой на несколько сантиметров снега. Начала болеть связка на левом колене.
Через некоторое время нашли еще одно зимовье. Продолжило серьезно холодать, солнце садилось. В просторном зимовье оказалось 2 яруса лежанок, не знаю, как правильно называются. Рассчитано убежище, как я позже прочитал в интернете, на 25 человек. Мы одели дополнительную одежду, я поменял вело-лыжные летние спортивные штаны на более утепленные, добавил четвертый теплый носок на промокшую левую ногу. Дорога чем дальше, тем ровнее и легче, нужно двигать дальше. Осталось 4 часа до связи.
Начался длиннющий тягун часа на полтора, хоть уклон небольшой. Шли, тащили велосипеды, иногда немножко вкручивали. Несколько раз было видно, что поднялись выше гор, сейчас начнется спуск, но подъем не заканчивался и не заканчивался. Болела связка на колене. Болело при ходьбе и педалировании бедро от падения в начале пути.
Наконец-то начался спуск. Нормальный спуск, где нужно тормозить. Какое наслаждение! Минут через 20 начались всякие льды, лужи, колеи, бревна. Хоть вниз, и то радует. Опять бурелом, ручьи, жидкость, но сапоги спасали. Опять пеший заезд
Прорвавшись в течение часа через эти дебри началась достаточно ровная в плане уклона дорога, еще и гладкая, со снегом, конечно. Скорость значительно увеличилась. Появилось много звериных следов. Следы и раньше встречались, как правило, кабанов, но изредка. Здесь же какие-то магистрали животных много-много.
Артем ехал немного впереди, остановился, сказал, что там в кустах на горе что-то шуршит и ревет. Что делать? Тут я услышал эти шорохи по кустам и рыки. Наверное, это был медведь. Несколько минут продолжалось это жуткое явление. Я достал фальшфейр и приготовился. На ремне у меня висел охотничий нож. Я заранее морально приготовился, что нас будет драть медведь. Даже отработал дома стойку с рюкзаком на одной руке и ножом в другой, как римский легионер с коротким мечем гладиусом и щитом. В случае нападения медведя наиболее верояными действиями рассматривал следующие: фальшфейр напугает, если не напугает, а как собака, будет гавкать рядом, брызнуть перцем. Если нападет, падать и свернуться, как черепашка в позу эмбриона. Спину защищает армированный специальным выпуклым решетчатым пластиковым каркасом на спине для удобства рюкзак с одеждой, вещами. Меня уже выручал, когда я на большой скорости врезался в машину, которая не показала поворотник, я полетел через нее на спину, и ничего не произошло, кроме как немного порвался рюкзак. Это хорошая броня, должна выдержать удар и укус медведя, кто бы, что ни говорил. На голове сноубордический шлем. Медведь бы на пал на меня, начал трепать, а я вроде, как не двигаюсь. Как он расслабился бы, я его затыкал охотничьим ножом в горло или грудь. Вернулся бы с трофеем. Хотя, скорее всего он бы просто убежал истекая кровью. А я остался бы с изодранным рюкзаком и синяками. Я дома морально готовился, в уме прорабатывал это развитие ситуации, поэтому не испугался.
Сказал Артему, чтобы не бежал, не двигался. Из разных источников знаю, что медведи подслеповатые, поэтому подошел к Артему, а у нас еще велосипеды. Медведю должно быть не понятно, что это за зверюга с неопределенными размерами. Некоторое время назад читал, как несколько тысяч лет назад в ледниковый период пещерные медведи драли обычных. Вероятно, поэтому сейчас у медведей страх перед большими объектами. Кто боялся, тот выжил.
Постояли минут пять и пошли. Минут десять шли, тихо, затем поехали. Недалеко обнаружил след медведя, фотка прилагается.
Дорога просто песня, едется легко. Небольшой отрезок снежный покров был тонким и не тормозил движение.
Наконец-то выбрались на границу Прибайкальского национального парка. Мост из бревен закрывала огромная металлическая труба для препятствия проезду любой техники.
Ура! Мы это сделали! Опасность для жизни снизилась к минимуму. Просто физически дотерпеть.
Лес, однако же, не кончался. Мы ехали и ехали. Выбрались на длинные лужи-озера. Не понять, то ли здоровенная лужа летом, то ли русло реки. По ровному льду так приятно катить.
Появились болота, и закончилось наше счастье. Кочки, колдобины, колеи. Не понять, где болото, а где дорога. Ориентировались по карте на смартфоне и спутнику. Но это не помогло, начали теряться в темноте и открытом пространстве с травой.
В очередной раз взглянув в мобильный, обнаружил минимальную связь. Время 21:40, я успел! Звоню в Байкальский поисково-спасательный отряд. Занято. Через минуту взяли трубку, поздоровался, связь оборвалась. Через несколько минут все же дозвонился и заявил об окончании маршрута. Спасатель удивился, что мы выбрались, сказал, что уже запланировали наши поиски, поблагодарили за пунктуальность.
Главная задача выполнена, выбрались в зону действия связи. Позвонил домой, в МЧС, через несколько минут до меня дозвонился Герасим, главный активист Иркутского велоклуба Катальня, сказал ему, что выбрался из тайги, все хорошо, пусть пишет всем расслабляться и не беспокоятся за меня, связь есть. Дальше дело только физических сил, которых не осталось. 47 километров из 86. Время 21:45, ночь , отрицательная температура, наверно, -5 градусов. Мы заблудились где-то в Хейских болотах за городом. В таких условиях надолго останавливаться нельзя, замерзаешь очень быстро. Необходимо двигаться непрерывно. Туда-сюда то в одни кусты, то в другие, наткнулись на речку Курма. Нам же не впервой, перешли ее вброд. Нашли неглубокое место, но с сильным течением. Почти по высоту сапога перешли. И я понял, что мы пошли совсем не туда, а к Курминскому заливу. Отказал GPS, точка на карте не двигалась. Но я сориентировался, дорога должна идти через лес. Двинулись обратно вброд через речку Курму, почти наугад, но, вроде куда-то туда, где должна быть наша тропа.
Те еще ощущения: энергии нет, бедро болит, связка на колене болит, связь есть, заблудились, где мы? Опять ушли куда-то в болота, нарвались на непроходимый лес. Решил, нужно возвращаться назад по следам и определять направление где-то позади. Это помогло. Вернулись, но опять мимо, выбрались на тропу, которая должная вести на нашу дорогу. Чуть дальше внезапно образовалось совсем жидкое болото, я провалился, почти по край сапога, а дальше не совсем замерзшая речка, но есть перешеек изо льда. Опять рискованный переход через реку. Прорвались, перебрались. Ура! выбрались на нашу дорогу. Дальше уже даже дело не техники, а физических сил. Как же было тяжело. Дорога рыхлая, колдобины. Я истощен, еды нет. Так и передвигались: то поедем немного, то я постою поотдыхаю, то пешочком. Всего 3 километра, но какие они были тяжелые.
Наконец-то добрались до поворота на сам переход через Хейское болото к Мельничному тракту. Изначально были опасения, что болото не замерзнет, и мы встрянем. Все хорошо, замерзло, но это не точно. Заметили человеческие и собачьи следы, пошли по ним, как по дороге жизни, и мы на нашем берегу. Еще не на Мельничном тракте, но на суше и на дороге, которая ведет вверх к цивилизации. Здесь уже рядом светили огни самых дальних дач Мельничного тракта.
Казалось бы все, опасности нет, конечно, если не остановиться и не замерзнуть насмерть. Еды, повторюсь, нет. Мышцы не работают. Вызвать такси? Не спортивно, нужно закончить маршрут. Он должен быть от п. Байкал до дома, иначе не полноценный, обрезанный. Да и кто приедет? Еще 30 км. по подъемам и спускам.
Из последних сил пешком поднимался вверх от болота по замерзшей грунтовой дороге вверх к тракту, к цивилизации. Постоянно останавливался, отдыхал, редко садился на велосипед. Артем нормально ехал, на моем фоне ему было легко. Кое-как добрались до первого с конца садоводства Мельничного тракта, горят огни, домики, но никто нам не поможет. Сдохни или умри. Почти сдохли.
Показался припорошенный снегом асфальт, редкие машины. Как же это было трудно. Передвигался я метров по 300-500 за раз на велосипеде, спешивался и спал стоя минуты 2-3. За это время аккумуляторы организма немножко восстанавливались, и я ехал снова несколько сот метров. С горы вниз по асфальту, конечно, проблем не вызывало, но и вверх я заезжал половину, спал и шел пешком. И так весь тракт зимой, ночью, почти сутки без сна, остановок и отдыха, давно без еды. Без еды по независящим от меня обстоятельствам. Я заранее все правильно просчитал, но на себя.
Продолжение скрин.